Назад к списку

С 1965 года началась подготовка людей, у которых вместо головы — рубль

Михаил Попов в спецпроекте ЖЗЛ [Жизнь замечательных левых]

Профессор Михаил Попов не нуждается в представлении среди представителей левого движения. Теоретик, автор множества научных и публицистических работ, он сочетает преподавательскую деятельность с общественной и политической. Сторонники отмечают его доскональное знание классики марксизма-ленинизма и глубокое понимание диалектики. Недруги, которые есть, наверное, у любого участника левого движения, обвиняют профессора в "охранительстве", "буржуазности", "начётничестве". Однако даже они отдают Михаилу Васильевичу должное за популяризацию марксизма и социалистических идей. 

Сейчас профессор Попов широко известен прежде всего благодаря изложению своих лекций в Ютюбе и сотрудничеству с порталом "Опер.ру", но это лишь вершина айсберга в его трудах. О том, что советская власть оказалась под угрозой задолго до начала перестройки, и о том, как судьбой учёного-математика стало отстаивание интересов рабочего класса, в интервью нашему корреспонденту рассказал сам Михаил Попов, специально для серии ЖЗЛ [Жизнь замечательных левых]. 


"Я не задумывался об этом, но что такое социализм, я ощущал

 — Сейчас социализмом, левыми идеями увлекаются многие, кто родился уже после распада СССР. С другой стороны, те, кто ведёт сейчас страну по капиталистическому пути, начали свою карьеру как советские и партийные работники. Вы же родились ещё при Сталине и до сих пор занимаетесь борьбой за восстановление социализма. Расскажите, пожалуйста, как ваш жизненный путь повлиял на это?

 — Я, можно сказать, в полной мере результат тех достижений, которые есть у социализма. Я это и тогда ощущал, и сейчас ощущаю. Я имел прекрасные возможности учиться. Мать у меня была учительницей, правда, закончила только три курса, потом была блокада и она не могла продолжать, а отец всего три класса образования имел — дед (его отец) ему сказал, мол, хватит тебе учиться, будешь коров пасти.Как-то я подошёл к отцу, а он говорит: "Больше не подходи, меня не спрашивай, иди к маме". С одной стороны, меня обеспечивали необходимым родители, а всё, что нужно было для развития — обеспечивало общество. Это прекрасная школа, средняя политехническая №366, причём, учась в ней, мы три года последних работали на заводе, каждую неделю два дня.

 — Это практика такая была?

 — Не практика, а как часть обучения входило в программу. И, я считаю, нам в этом смысле очень повезло. Мы попали на настоящий завод, который делал военную продукцию, нам никто об этом не говорил, но мы узнали, поскольку на заводской помойке были выброшены бракованные таблички с названием "бомбосбрасыватель". Мы тогда осознали, что всё всерьёз.Была военная приёмка, была гимнастика для рабочих — люди прекращали работу и занимались зарядкой. Мы начали со сборки, затем нас перевели на другие должности — я был слесарем, затем токарем-часовщиком. И вот так работал в течение трёх лет.Если суммировать, получается, что я имел год рабочего стажа — токарь-часовщик первого разряда. Таких разрядов больше нет, в ПТУ начинают с третьего, а у меня первый. Тем не менее я учился, и даже подрабатывал летом, заработал 60 рублей на помощь семье. После этого у меня повысилась зарплата.

[читать далее в первоисточнике]