Назад к списку

от СоДиалога к СоМышлению

Вышел 81 выпуск журнала "КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ", тема выпуска - от СоДиалога к СоМышлению! 

Мы все привыкли к фразе “труд создал человека”. Мы настолько часто произносим её, что перестали задумываться, а почему, собственно говоря, классики пришли к такому умозаключению? Почему именно труд, почему не страдания, почему не размышления, почему не несчастья, почему не общение, ну и так далее и тому подобное? То есть возникает очень много “почему”.Итак, труд создал человека, почему? Потому, что если верить классикам, труд это не просто явление, когда примат берет и создаёт для себя какой-то инструмент, с помощью которого он трудится, с помощью которого он создаёт что то полезное для себя. 

Например, мы часто можем видеть, как современные обезьяны могут создавать простые и примитивные инструменты, и пользоваться ими в целях добычи пищи, для защиты от врагов, при охоте, при других своих видах деятельности. Почему же вот эта деятельность не называется трудом? Почему все-таки именно труд создал человека? Классики на это отвечают очень просто, они говорят, что труд - понятие коллективное, - то есть не существует труда, когда ты, что-то делаешь только для себя. Труд это, когда ты делаешь для других людей, конечно, у классиков более точное определение, но для нашего понимания достаточно и такой простой версии. Труд это всегда коллективное и, если задуматься, то классики оказываются правы. 

Действительно, посмотрите, что нас отличает от животных? Сострадание? Нет, есть очень много примеров тому, как животные не просто сострадают другим животным или человеку, но ещё и выручают, и спасают, и помогают, в общем, проявляют очень много качеств, которые мы привыкли называть человеческими. Что же ещё нас отличает? Наше развитое мышление? Да, наше мышление, в каком-то смысле, отличает нас, если под мышлением понимать понятийное мышление. Более простые формы мышления доступны и животным, и насекомым, начиная от муравьёв. Нас отличает совместная коллективная деятельность? Нет, мы можем видеть, как многие животные коллективно защищаются от врагов, добывают пищу, воспитывают детёнышей. Сообщества? Но есть очень сложные сообщества и у животных, и у (!) насекомых. Эти сообщества очень разнообразны, у них различные проявления, они по-разному организованы, с разными правилами и, мы видим, и многие учёные это подтверждают, что животные сами вырабатывают эти правила и сами следят за их исполнением. И тех, кто их не соблюдает, очень жестоко наказывают. То есть у животных есть то, что можно назвать зачатками самоорганизации, то есть сообщество тоже, в общем-то, присутствует в животном мире. 

Так что же отличает нас от них? Наверняка многие уже догадались, что отличает выраженность перечисленных признаков. То есть, да, у животных есть мышление, но у нас уже есть понятийное мышление; да, у животных есть сообщества, но такого уровня специализации и развития, какого достигли сообщества в человеческом обществе, у животных нет; у животных уже есть “трудовая” деятельность, но ещё нет труда, и т.п. То есть, по большому счету, нас отличает то, что мы многие вещи научились делать не просто гораздо лучше, чем животные, но принципиально, качественно лучше, на новом уровне: у нас другой уровень мышления, у нас другой уровень организации общества, у нас другой уровень организации деятельности. Если разобрать это - ещё глубже, - то мы увидим, что во всех этих отличиях, основным является тот факт, что мы все делаем совместно (коллективно), даже тогда, когда мы что-то делаем индивидуально, мы используем результаты коллективного труда многих тысяч человек. Одного факта коллективности труда достаточно было, чтобы выделить Человека из царства животных. 


По мере развития человеческого общества и развития форм сотрудничества, у нас развивались и навыки общения, социальные навыки. Мы стали лучше понимать друг друга, у нас появился труд, который создал современного человека и современное общество, и мы пришли к пониманию, что человек животное общественное. Что это означает? Это означает, что если, не дай бог, маленький ребёнок, который ещё не стал вполне человеком, потеряется где-то в лесу, и его выкормят и воспитают, например, волки, то этот ребёнок, потом, даже если его вернут в человеческое общество через несколько лет, когда уже сформируется его “волчья” личность, не станет человеком. Человек существо общественное, “человеку нужен человек” (С.Лем). Именно человек формирует другого человека, точнее только общение с человеком формирует нового человека. Как вы видите, помимо сотрудничества, у нас есть и сообщение. У животных это тоже есть, но развито в гораздо меньшей степени. Чем более развито животное, тем больше влияние общественного развития и общения. Человек единственное животное, у которого через коллективное обучение передаётся, если не все, то практически все, ну за исключением простых физиологических рефлексов, и это мы называем социальными инстинктами, социальным наследованием, - через правила, через культуру, через воспитание, образование и так далее и тому подобное. Итак, сотрудничество и сообщение создали нашу Цивилизацию. Куда далее? 

Очень хороший вопрос! Перед каким вызовом стоит сейчас наша цивилизация? Чего не могут достичь сотрудничество и сообщение? Чем нужно их усилить, каким моментом дополнить до целого? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно сделать небольшое отступление. Наверняка каждый знает, что сейчас наука достигла такого уровня, что нельзя найти учёного, который бы “держал всю современную науку в своей голове”, пусть даже это будет гений из гениев. Исаак Ньютон мог сказать, что он занимается наукой. Он не делил науку на физику, химию, математику. Однако, уже в 19 веке и далее в 20 веке наука начала делиться на химию, физику, математику, биологию, физиологию, историю и все больше и больше. Потом основные науки, в свою очередь, тоже стали делиться и сейчас эта специализация продолжается. С одной стороны, специализация позволяет нам достичь многого, в первую очередь благодаря развитым нами сотрудничеству и сообщением, с другой стороны, мы понимаем, что с каждым годом, развиваясь далее, мы в целом, как цивилизация, все менее и менее эффективны. И чтобы сделать каждый следующий шаг нам нужно затрачивать гораздо больше усилий, чем раньше. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Раньше, чтобы внедрить какой-то новый технический образец, например, новый самолёт “поставить на крыло” требовалось гораздо меньше времени год-два, иногда полгода, сейчас это десятилетия. Конечно, самолёты стали сложнее, но ведь и у нас добавились компьютеры, калькуляторы, различные станки с числовым программным управлением, различные системы автоматизации конструкторской деятельности, но, как вы видите, это не помогает спасать ситуацию, - все равно каждая новая техника развивается и её путь до потребителя все дольше и дольше. Что же делать? 

Давайте мы логически продолжим сотрудничество и сообщение, и тогда мы придём к... сомышлению, то есть теперь перед нами стоит задача научиться совместно мыслить. Что это такое - сомышление - и что отличает сомышление от того, что мы сейчас используем - совещания, дискуссии, обсуждения, круглые столы и т.п. Разве это не сомышление? Конечно, можно сказать, что это зачатки сомышления и, кстати, они уже тоже в какой-то степени присутствуют и в животном мире. То, что мы называем сомышлением, соотносится с тем, что есть сейчас в этой области также, как уровень сотрудничества людей соотносится с уровнем сотрудничества у животных или уровень сообщения у людей соотносится с уровнем сообщения у животных. Почему это важно? 

Потому, что если мы научимся мыслить совместно как единое целое, как команда гребцов на соревнованиях байдарок, каноэ; также как команда, занявшая первое место в мире по хоккею (или по футболу, или …), то есть, как любая слаженная команда; если мы научимся не только действовать телом, не только общаться, чтобы различать своих и чужих, но ещё и мыслить совместно, то есть выводить логические цепочки и принимать решения таким образом, чтобы каждый участник процесса сомышления, был также вовлечён в процесс, как каждый футболист, хоккеист, гребец. И чтобы при этом он понимал свой вклад в общее дело, и чтобы это было бы очевидно и понятно всем, и чтобы все также, как слаженная команда в спорте или в бою, или в космосе, чтобы все участники процесса сомышления понимали, к чему идут, что получает и каков вклад каждого участника. Если мы научимся сомыслить на таком же уровне, как мы играем в командные виды спорта, мы сможем разрешить те проблемы, которые возникли перед современной наукой, перед современной техникой, перед современным обществом и выйдем на новый уровень нашего развития, как человеческой цивилизации. 

Теперь, уважаемый читатель, вы лучше понимаете, почему выпуск, который вы читаете называется - от Содиалога к Сомышлению. И состоит из трёх тематических блоков: 

  • первый блок посвящён методике Ривина. Александр Григорьевич Ривин (1877—1944) — русский и советский педагог-новатор, автор коллективной формы обучения, а сообучение – начальный уровень для сомышления. 
  • второй блок сосредоточен на научном (диалектическом) обосновании подхода сомышления. 
  • третий блок представляет методики сомышления, которые можно использовать при обучении (на примере школы), для стратегических сессий, для поиска смыслов и идей (на примере “игры в Бисер” и методологии “ПАРАДОКС”).
Уверен, что будет интересно и полезно.С уважением, Марат Удовиченко. 

PS: [страница Журнала]