Назад к списку

Мышление и Троичность

#триалектика 

Трудно описать что-то сложное, например сложный объект, тем, кто его не видел или не видел что-то подобное. Для облегчения понимания в этом случае обычно используют различные вспомогательные приёмы – рисуют, чертят, используют лингвистические и сценические приёмы, моделируют, иллюстрируют, иногда прибегают к витамину “Р” (Ремень) и т.п. А что делать, если то, что хочешь определить, является не только объектом, но и процессом, и субъектом, и языком и, самое “весёлое”, тем языком, на котором вы объясняете и определяете это ТО? 

МЫШЛЕНИЕ КАК РАЗ ИМЕННО ТАКОЕ “ТО” 

Что делать? Сначала нужно понять, что уже сделано в этом направлении, - как определяют Мышление на текущий момент. Для начала это подходит. Итак, пара “определений” Мышления, которые сейчас доступны в имеющемся информационном пространстве: 

СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Гл.ред. Прохоров А.М., 3 изд., М.: Сов. Энциклопедия, 1985.-1600стр., страница 848 

Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественно-историческую природу , неразрывно связано с практической деятельностью. Формы и законы Мышления изучаются Логикой, механизмы его протекания Психологией и Нейрофизиологией. Кибернетика анализирует Мышление в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. 

  • Из определения вытекает, что всё, что находится “ступенькой ниже” – ещё не Мышление, а что тогда? Похожим образом было принято (ошибочно!) считать, что Социализм это ещё не Коммунизм, в то время, когда, по Диалектическому материализму, Социализм это первая ступень Коммунизма, или по простому, - детство, “неразвитый” Коммунизм. 
  • Безусловным достоинством данного определения является то, что указано, что Мышление имеет общественно-историческую природу, то есть не замкнуто само на себя, а являет собой открытую систему, находящуюся во взаимодействии с Миром. 
ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯХрестоматия под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.А., Фаликман М.В., Петухова В.В.2-е издание, М.: АСТ: Астрель, 2008.-672 стр., страница 13. 

Мышление – высшая форма психического (сознательного) отражения, познания объективной реальности. Это обобщённое и опосредствованное отражение её существенных свойств, связей и отношений. Отличие Мышления от непосредственно-чувственных форм познания – ощущения и восприятия – раскрывается в определении его основной единицы – Понятия. 

  • Хорошее определение, но тут забыт, на мой взгляд, важный момент, что мышление имеет общественно-историческую природу. 
Так как определить, что такое Мышление? Давайте систематизируем полученную на текущий момент информацию: 

  1. Мышление имеет общественно-историческую природу, то есть по своей сути это открытый процесс, взаимодействующий с окружающим миром и себе подобными, имеющий память и учитывающий пред-историю происходящего. 
  2. Мышление это высшая форма процесса Познания. Можно сказать, что низшая форма Познания – непосредственно-чувственная, а высшая форма – понятийная – Мышление. 
  3. Мышление это обобщённое и опосредствованное отражение реальности: существенных её свойств (качеств), связей и отношений. 
Чего не хватает? Сущности! Любое определение должно быть сущностным, то есть, по сути, по смыслу. А мы имеем набор признаков. Но ведь не всё, что выглядит как заяц, бегает, как заяц, и ест, как заяц, является зайцем. Это может быть и: зайчиха, зайчонок, кролик и есть много других похожих и похоже питающихся, и похоже двигающихся животных. А нам нужен именно “заяц”. Что делать?Здесь мы сталкиваемся с типичной проблемой “Чёрного ящика” – у нас есть набор признаков (цвет, размер, звуки, вес, запах, фактура поверхности, форма ящика и т.п.) – мы знаем, что там (в ящике) – что-то или кто-то есть, но как понять что (или кто), если запрещено открывать ящик?И как потом понять, что мы правильно определили, что там (так и не открывая его)?А никак! 

Именно по этой причине в Науке периодически пересматриваются концепции, уточняются, корректируются, отвергаются, как устаревшие, и т.п. 


Вывод. 

  1. Нужно дать сущностное определение Мышления, а не признаковое. 
  2. Нужно проверить его на соответствие перечисленным выше существенным признакам. 
  3. Если не придумано что-то лучшее – пользоваться им, периодически проверяя на новые уточнения и корректировки. 
  4. Если данное определение даст нам чёткое объяснение перечисленных признаков (ответит на вопрос – почему признаки именно такие?) и даст объяснения новых фактов, это будет дополнительным доводом к использованию именно данного определения. 
Модель процесса, которая лучше всего соответствует перечисленным признакам и которая не несёт в себе прикладной специфики, и которая может быть положена в основу определения – Что такое Мышление? – называется “контур с обратной связью”


Почему? 

  1. Это модель процесса. 
  2. Обратная связь в этой модели олицетворяет Познание окружающего Мира. 
  3. Модель вводит Понятие – Контур обратной связи – сущностно отвечающее на вопрос – Как устроен процесс Мышления. 
  4. Модель показывает, что мышление невозможно: в замкнутых системах, в системах без обратной связи, без взаимодействия системы с окружающим миром и себе подобными в частности. 
  5. Модель позволяет моделировать различные структуры связей между понятиями и любые понятия. В том числе и высшие (структура внутри “ящика”), и непосредственно-чувственные (структура внутри точки сплетения обратной связи и других входящих сигналов). 
Попробуем дать определение Мышления на основе модели контура обратной связи. 

Мышление – познавательное отражение и преобразование окружающей действительности, в основу которого положена модель контура обратной связи. 

Тестируем определение на соответствие перечисленным выше признакам: 

  • Общественность заложена в обратной связи 
  • Историчность – в обратной связи, в сумматоре, в возможности моделировать любые структуры связей внутри “ящика”, в том числе и с памятью 
  • При отсутствии или простой признаковой структуре связей в “ящике” получаем непосредственно-чувственное познание 
  • При сложной понятийной иерархической системе связей в “ящике” получаем понятийное познание, то есть Мышление 
  • Степень обобщённости и опосредованности связано со сложностью структуры связей в “ящике”Таким образом, данное определение Мышления соответствует всем признакам, описанным в определениях Мышления психологами и в СЭС. 
Вопрос – добавляет ли данное определение новое? Да, добавляет: 

  1. Мышление становится более широкой категорией. 
  2. Познание теперь фиксирует состояние (изменение) системы связей между понятиями / признаками. 
  3. Из модели выводятся три типа мышления:•Рефлекторное (с контуром обратной связи [положительной или отрицательной], но “пустым ящиком”) – хороший пример – рефлексы, описанные академиком Павловым.•Непосредственно-чувственное [образное] (с контуром обратной связи [положительной или отрицательной] и признаковым ”ящиком”) – хорошие примеры – обывательское, рассудочное мышление, “ну я же вижу”, структурное мышление, здравый смысл, “голосуйте сердцем”, эмоциональный интеллект.•Понятийное (с контуром обратной связи [положительной или отрицательной] и понятийным ”ящиком”) – пример – научное мышление, системное мышление, Диалектическое мышление. 
  4. Данная модель хорошо согласуется со строением ЦНС:•Рефлекторное = ганглии•Образное =лимбическая система•Понятийное = неокортекс 

МЫШЛЕНИЕ И ТРОИЧНОСТЬ

Предлагаемая сущностная модель хорошо согласуется и с Триалектикой: 

  1. Она троична – три актора: действие, обратная связь, обработка информации. 
  2. Она Диалектична, так как пары: действие-обратная связь, обратная связь-обработка информации, обработка информации-действие образуют противоположности. 
  3. Она медиативна, так как у каждой пары противоположностей есть свой третий (медиатор).